Купаться ли в проруби на крещение?

купаться ли в проруби на крещениеНужно ли купаться в проруби на крещение – этот вопрос всегда интересовал меня. И когда я был неверующим, и когда уверовал. Объяснения типа: «Так принято», «Таков обычай», «Считается, что…» - меня не устраивали. В них не было твердой веры, основанной на истине. Суеверия, фантазии, традиции – не более. Мне хотелось понять, почему в день крещения Иисуса все хотят повторить то же самое, несмотря на мороз, зачем они это делают и что получают в итоге.

В поисках ответов, я нашел очень интересные публикации православных священников о целесообразности купания в проруби на крещение с довольно неожиданными выводами, которыми хочу поделиться на страницах моего блога с вами, уважаемые читатели и гости.

 

Но для начала, я хочу рассказать немного о самой традиции крещения, чтобы нам лучше понимать, о чем пойдет речь. Для этого я процитирую рассказ одного из моих духовных лидеров, когда мы обсуждали этот интересный момент в жизни верующего.

Слово, переведенное как "крещение" на греческом языке звучит "баптизма" и означает погружение. Использовалось в быту, когда красили, к примеру, ткань погружением в краску. По сути, эти события и праздник соответственно называется "Погружение Иисуса Христа». Я помню когда впервые узнала про значение этого слова, была сильно удивлена. Потому что, живя в мире, думала, что крещение от слова "крест".  Иоанн не придумал этот обряд; смысл этого обряда был знаком задолго до этого. Когда язычник хотел принять иудаизм, он должен был пройти обряд погружения в воду, для чего использовались специальные емкости для воды и назывались по-еврейски "миквы".

Обряд крещение - это символ смерти для прошлой жизни, чтобы воскреснуть для новой жизни с Богом. Язычники ведь в отличие от Иудеев не верили в истинного Бога и не принадлежали Ему, не были Его народом. Многие люди вокруг нас, до сих пор думают, что понятие крестить вообще возникло только после распятия Иисуса Христа на кресте, Его воскресения и возникновения христианства. По сути, в библии написано на самом деле так: Матф.3:1: "В те дни приходит Иоанн "Погружатель в воду" и проповедует в пустыне Иудейской". Матф.3:6: "и погружались в воду от него в Иордане, исповедуя грехи свои". Матф.3:11: "Я погружаю вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет погружать вас в... Духом Святым и огнем"; Матф.3:16: "И, погрузившись, Иисус тотчас вышел из воды..". Проповедь Иоанна была направлена на то, чтобы помочь как можно большему числу людей покаяться во грехах и пожелать реального очищения от этих грехов. Вода служила символом этого очищения, символом смерти для греха и нового рождения для Бога. Когда фарисеи спросили Иоанна о том, кто он такой и почему погружает людей в воду, он ответил: "я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу" (Ин.1:23) Таким образом, Иоанново погружение было погружением покаяния, отражавшим желание погружаемого служить Богу и только Богу. Иоанн проповедовал и погружал в воду для того, чтобы подготовить людей к приходу Мессии, Который может войти в жизнь человека только тогда, когда человек готов расстаться со своими грехами.

Чем же отличалось Иоанново крещение, раз до него уже так делали в Иудее?

Иоанн всем отвечал: я *погружаю вас в воду, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет *погружать вас в... Духом Святым и огнем" (Лук.3:16). Получается такая картина: Иоанн стал пророком, который помог людям обратить взор к Мессии, ко Христу. Пришедший Мессия пришёл как раз к этим людям и принёс им Своё учение, а затем главное погружение - во Святого Духа и в огонь...

Цель Иоанного крещения было проповедовать о приближении Царства Божьего в лице Иисуса Христа. Матфея 3:1-2 «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Кроме того, призвать людей к покаянию и этим приготовить путь Господу. Спасение Божье может увидеть ведь только тот, кто признал себя грешным и, исповедал Богу свои грехи и отказ от своей прежней греховной жизни.

Именно поэтому Иоанново крещение водой, неразрывно связанное с проповедью покаяния, предполагало осознание крещаемым своей греховности и исповедание своих грехов. Поэтому-то Иоанн и удивился, что Иисус собрался креститься, Он же не согрешил!

А знаете, почему вообще с водой с омытием в ней, погружением,  иудеи и Иоанн стали связывать очищение сердца и покаяние?

Этот символ установил Сам Бог, это взаимосвязано с ветхозаветными омовениями, символизировавшими частичное очищение (Исход 19:10 «И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои»; Левит 8:6 «И привел Моисей Аарона и сынов его и омыл их водою»; Левит 14:8 «Очищаемый омоет одежды свои, острижет все волосы свои, омоется водою, и будет чист») и в пророческих предсказаниях являвшимися символом очищения от грехов: Исаия 1:16 «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло»; Иезекииль 36:25 «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас»; Захария 13:1 «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты».

Почему Иисус стал креститься - ведь он не имел греха?

Из Писания видны несколько причин. Во-первых так решил Бог Отец а Иисус был Ему послушен.  Во-вторых, Иисус сказал что Ему надлежит исполнить весь закон и всякую правду. В-третьих, это было свидетельство Иоанну, и тот смог дальше нести это свидетельство; в-четвертых, там собралось множество людей и это было им свидетельство, ведь и они слышали голос с небес. В-пятых, стало видно, что крещение, которым Иоан крестил, – было не от людей, а от Самого Бога, а воле Бога должны подчиняться все без исключения и споров о мнениях быть больше не должно. В-шестых, так пришла сила Духа Святого на Иисуса, ведь во плоти он был как обычный человек и не использовал сверхъестественные свойства Божественной личности. И вот когда получил силу и водительство Духа Святого, то в этот же день началось Его служение. До этого, Он не служил, не делал чудес и не проповедовал, хотя понимал, кто Он и зачем здесь.

Итак, мы видим, что крещение – это особый обряд посвящения себя и своей жизни Богу. Возникает вопрос: люди, погружающиеся в ледяную воду, хотят креститься и посвятить свои жизни Господу? Очевидно, что – нет, ведь в большинстве своем, это уже крещеные.

Некоторые говорят, что хотят смыть грех, получить исцеление от болезней и получить благословение от Бога. Так ли это? Давайте посмотрим, что по этому поводу говорят православные священники.

«Купание в проруби никакого отношения к духовной жизни не имеет»

dionisiy-kamenshhikovСвященник Дионисий Каменщиков

Священник Дионисий Каменщиков, руководитель отдела по делам молодежи Саратовской епархии:

— По моему мнению, купание в проруби никакого отношения к духовной жизни не имеет. Это одна из традиций, которая, к сожалению, переросла в суеверие. Нужно подходить с рассуждением к подобным процедурам, беречь свое здоровье и не рисковать им. Людям, которые не ходят в храм, не исповедуются и не причащаются, на мой взгляд, никакой духовной пользы от купания в проруби не будет. Многие из тех, кто традиционно погружается в прорубь на Крещение Господне, говорят потом, что по выходе из холодной воды они испытали облегчение и эйфорию: «Будто заново родился, все грехи в проруби оставил». Этому состоянию есть медицинское объяснение. Погружение в ледяную воду — большой стресс для организма. А при стрессе в кровь выбрасывается гормон адреналин, под воздействием которого и возникают подобные ощущения. Ничего общего с духовностью это состояние не имеет.

Люди считают, что, придя раз в год на Крещение к проруби, они тем самым ведут христианскую жизнь. Это глубокое заблуждение. Не нужно этим убаюкивать свою христианскую совесть. Также бытует мнение, что если человек окунется в проруби три раза, Господь тут же отпустит все его грехи. Это тоже неправда, потому что грехи отпускаются человеку в Таинстве Исповеди, и то при глубоком, сокрушенном и покаянном чувстве, когда человек изо всех сил покаялся перед Богом и начал вести борьбу с грехом. Именно тогда Господь, видя эти труды, и отпускает человеку грехи — опять же в Таинстве Исповеди, а не в проруби. Не бывает такого, что человек грешит весь год, потом приходит к проруби, окунается в ней три раза и освобождается от греха. Люди не понимают, что как жили они во грехе, так и будут жить, если не обратятся к истинному и глубокому покаянию и не приступят к исповеди.

«В крещенской воде нельзя не только купаться, но даже нельзя крестить детей»

vladimir-gamarisПротоиерей Владимир Гамарис

Протоиерей Владимир Гамарис, настоятель Борисо-Глебского храма г. Раменское, Раменский район Московской области:

— На праздник Крещения Господня и накануне — в Крещенский сочельник — совершается великое освящение воды в память Богоявления на реке Иордан. Это святая вода великой агиасмы, великой святыни. В последнее десятилетие повсеместно стали распространяться купания в святой воде. К сожалению, зачастую люди и без молитвы, и в нетрезвом состоянии, и даже с нецензурными криками погружаются в ледяную воду. Не вспоминая о Господе Иисусе Христе, великий церковный праздник превратили в развлечение и повод для греха. Многие не знают, что в крещенской воде не только нельзя купаться, но даже нельзя крестить детей. Крещенскую воду, как великую святыню, следует раздавать для освящения домов, для благоговейного кропления. Её можно пить с молитвой и благоговением. Обычно пьют её натощак, но в особых случаях можно пить святую воду и поевши: при чрезвычайных обстоятельствах, при страшных искушениях, а также по традиции в самый день праздника.

Вот что читаем в настольной книге священнослужителя, изданной в конце XX века:

«Освящение воды для Крещения — одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим Таинством. О важности этих молитв говорит то, что даже в сокращенном чине Крещения «страха ради смертнаго», где опускается чин запрещения злых духов и Символ веры, молитва на освящение воды сохраняется.

Именно вода открывает нам значение Крещения. В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны Таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях. Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основных стороны этой символики. Во-первых, вода — первичная космическая стихия. В начале творения «... Дух Божий носился над водой» (Быт. 1:2). Одновременно она — символ разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и основа смерти, разрушительная сила: таков двойственный образ воды в христианском богословии. И наконец, вода — символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все Священное Писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Мы встречаем воду в самом начале книги Бытия, где она знаменýет само творение, Космос. Когда же «увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время...» (Быт. 6:5), Он обрушил праведный гнев Свой на человеков и омыл грехи их в водах всемирного потопа. Господь повелел Моисею установить умывальницу в скинии и наполнить ее водой для омовения рук и ног первосвященника перед совершением жертвоприношений Богу. Как знамение завершения Ветхого Завета и начала Нового, святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана. И Сам Господь Иисус Христос освятил водную стихию, приняв Крещение от Иоанна...

Употребление при Крещении Богоявленской воды, как и вообще святой воды, допускается только в тех случаях, когда разрешается употребление даже неосвященной воды, то есть при Крещении младенцев мирянами страха ради смертного».

То есть даже для Крещения младенцев воду великой агиасмы нельзя применять кроме случаев самых чрезвычайных, когда нельзя освятить обычную воду для Таинства Крещения. Младенца нельзя в ней крестить, а пьяным дядькам можно в ней купаться?!

По вере вашей будет вам. Но и испытывать, искушать Господа Бога своего нельзя. Нельзя рисковать здоровьем детей и собственным здоровьем в надежде, что Бог сохранит нас, если мы поступаем безумно. Сколько людей получили инфаркты от резкого погружения в ледяную воду, сколько детей получили воспаления лёгких из-за переохлаждения! Враг рода человеческого диавол старается из всего доброго, церковного, святого вынуть внутреннюю духовную спасительную сущность, заменив внешним, пустым, не имеющим связи с Господом Иисусом Христом и вечным спасением души. Вроде бы Пасху отпраздновали, поехав на кладбище и выпив там водки, — а по сути только нагрешили и о Христе Воскресшем даже и не вспомнили. Вроде бы Крещение отпраздновали, с гиками и криками окунувшись в ледяную воду, — а по сути и не вспомнили об очищении души от греха и без всякого благоговения отнеслись к святой воде великой святыни. Вроде бы новый год радостно встретили — да не вспомнили, что Новый год от Рождества Христова, что не изменению цифры в календаре своего гаджета надо радоваться, а Воплощению Сына Божьего, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес...

"Почему я против «крещенских» купаний"

evtihiyЕпископ Евтихий (Курочкин) (викарный епископ патриарха Кирилла)

Всякий раз, когда приближается праздник Крещения Господня, меня спрашивают, почему я против крещенских купаний, которые уже лет десять или того больше широко практикуются по всей стране, в том числе и у нас в Ишиме? Тому есть несколько причин. Во-первых: неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно, также неизбежно

вступает в противоречие с Евангелием. Христос искушавшему Его диаволу - тот предлагал прыгнуть с крыши храма, говоря, что всё равно ангелы подхватят, не дадут разбиться - отвечал так: «Написано: «не искушай Господа Бога твоего». Хочешь быть последователем Христа - не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим. Противоречит Евангелию и ссылка на то, что, мол, благодатная сила освященной воды «не даст случиться ничему плохому». Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Кто-то скажет: «Что же в этом плохого?!» Чтобы получить ответ вновь обратимся к Евангелию: «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение (т.е. чудо - прим.автора). Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему...»Во-вторых: купание в освященной воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. В дореволюционной «Настольной книге для священно-церковных служителей» С.В.Булгакова сказано: «К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освященную воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах». Эта вода употребляется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для таинства крещения вода в купели освящается другим образом и с соответствующими молитвами. Над крещенской водой Богу молятся о «причащающихся (т.е. благоговейно пьющих), кропящихся и мажущихся» святою водою, но не о купающихся в святыне. Для меня купание в «иордани» ассоциируется с рассказами о том, как, якобы, на каком-то молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком, чтобы сделать свою кожу свежее, или с легендами об особой категории людей принимающих с той же целью ванны с шампанским... Кстати, подобная публика, ищущая пользы для здоровья, повсеместно участвует в крещенских купаниях, но их божество - собственное тело, а их религия - дремучее суеверие, и на святыню им плевать. В-третьих: «крещенское» купание - это рассадник суеверия. Упомянутый уже С.В.Булгаков в своей книге пишет, что купаются в большинстве своем те, кто дни своей жизни проводит в греховных развлечениях, «суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от грехов». Ему вторит и видный знаток народных обычаев 19-го века, писатель Аполлон Коринфский, упоминая крещенские купания в перечне прочих суеверий описанных им в книге «Русь народная». Приходилось и мне слышать не редко такое мнение современных купальщиков, что они «словно второй раз крестились и все грехи смыли». Но наш Символ Веры гласит: «Верую во едино крещение во оставление грехов». И всякий православный человек должен знать, что грех смывается не в «Крещенской проруби», а в таинстве покаяния.

Послушайте, почитайте, наконец, посмотрите в интернете: кто в основном купается, как к купанию относятся, что хотят от купания получить, и сравните это с действительным содержанием Евангельского события, с проповедническими материалами, посвященными Богоявлению - общего не найдёте. А сколько таких людей, которые самоудовлетворяются крещенским купанием, считая его за самое действенное доказательство своей веры, и более и пальцем не шевельнут, чтобы душу спасти, чтобы вырваться из власти греха. Наконец, в-четвертых: «крещенские» купания для Русской Православной Церкви не традиционны, как это пытаются представить некоторые СМИ и даже священнослужители. Они не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении. В мою бытность семинаристом Московской Духовной Семинарии отец архимандрит Иоанн (Маслов) на уроке Литургики рассказывал нам в качестве отрицательного примера об одном батюшке, который нарочно «выравнивал» крест в прорубь, чтобы окунуться самому. Зная многих глубоко верующих людей с самого детства, я ни от одного из них не слыхивал о купаниях в проруби в праздник Крещения! Описав суеверный обычай «крещенского» купания, С.В.Булгаков заключает: «Само собой разумеется, что подобные обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены». Поэтому я категорически против «крещенских» купаний. Не нужно подменять праздники Божии ненужными, пустыми и вводящими в заблуждение мероприятиями, которые могут к тому же расстроить здоровье - не красиво это, не полезно и пагубно для христианской души. «Любящий Меня заповеди Мои соблюдает» - говорит Христос в Евангелии, вот в чем всем нам следует постоянно прилагать усилия и с особенным усердием в праздники Божии.

Напоследок расскажу о своем собственном откровении, которое мне пришло при чтении библии. Размышляя обо всех этих странностях купания в проруби на крещение, я открыл Евангелие от Иоанна, главу 5 и прочитал:

Ин. 5:2-9 «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний».

И подумал я: те, кто купается в проруби, тоже ждут какого-то чуда от этого действия. Либо очищения от грехов, либо от болезней и проклятий. Но Иисус, Который подошел к больному, исцелил его без погружения в воду, а только словом Своим. Значит, и нам нужно смотреть не на ритуалы и суеверия, связанные с материальными вещами, но на Господа. Искать прежде Его царства и милости, взывать к Нему в своих нуждах, уповать на Него, а не на освященную воду. И тогда Господь восполнит всякую нужду нашу по богатству Своему в славе.

Будьте благословенны! Посетите сайт церкви Иисуса Христа, чтобы узнать больше о вере, пути и истине, найти свое призвание и надежных друзей.

{lang: 'ru'}

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Купаться ли в проруби на крещение?”

  1. […] на это назначены, они этому обучены, они Ему служат, а мы нырнем в прорубь, наберем святой воды, поставим ветки вербы в вазу и […]

Оставить комментарий


Thanks: home